Регресс налицо. Владелец BMW продал машину без оформления, а получит иск в суд за пьяного
https://content.onliner.by/news/2015/01/default/cf60126612e672e09a24f47ccaf74062.jpg
Нынче продавать автомобиль «по доверенности» — все равно что платить штрафы за чужое превышение скорости авансом. Но последствия фотофиксации в этом случае, как выясняется, лишь малая из бед. Гораздо хуже, если предъявят регрессный иск за чужое ДТП. Именно в такую ситуацию, вероятно, попадет участник нашего форума KED_. По его словам, он передал свой BMW брату, тот — перекупщику, потом автомобиль оказался у некоего гражданина. Последний без водительских прав, в состоянии опьянения совершил аварию. Теперь номинальному владельцу BMW предлагают оплатить ущерб — более 13 миллионов рублей. На каких основаниях?

«Столкнулся с такой неприятной ситуацией. Снял с учета машину в ГАИ (поставил на „транзиты“), продал „перекупу“, счет-справки и подтверждающих документов нет, тот продал третьему лицу. Сегодня приходит вот такое письмо. Как мне быть в данной ситуации и что делать?» — спрашивает на форуме KED_. Он разместил скриншот претензии, которую получил из страховой компании.
https://content.onliner.by/news/2015/01/default/a03c80e37df70fb68421192bb6bd3380_1420797295.jpg
В разговоре с корреспондентом Onliner.by участник форума уточнил: «Это была моя первая машина, поэтому всех нюансов оформления сделки я не знал. Продал автомобиль летом 2014-го, где-то в июне-июле. Сначала отдал брату, а он передал машину перекупщику. Сколько владельцев после него сменила BMW, неизвестно. Хотя прошел всего месяц, возможно был только один хозяин. Где находится автомобиль сейчас, не знаю».

Пользователь спрашивал: имеют ли право ему вообще предъявлять иск? За комментарием мы обратились к страховщикам. Там нашему звонку не удивились:

— Данный случай — весьма распространенный. Конечно, страховая компания имеет полное право обратиться за возмещением вреда. Это может быть сделано в трех случаях: во-первых, если виновник ДТП был пьян, во-вторых, не имел права управления транспортными средствами, в-третьих, у него не было действующего договора об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Сначала предлагается выплатить ущерб в добровольном порядке. В случае отказа выставляется регрессный иск.

— Но почему претензия предъявляется именно к владельцу автомобиля, а не к виновнику ДТП? Причем, подчеркнем, с участника нашего форума хотят взыскать всю сумму ущерба, — спросили мы.

В ответ специалисты процитировали статью 948 Гражданского кодекса, на которую, собственно, и ссылается в письме страховая компания: «Граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в частности, использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на гражданина, который владеет источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании».

В страховой компании подчеркнули, что законным владельцем является именно участник форума KED_. Ведь, судя по его же словам, автомобиль до сих пор числится на нем. И если бы на машине была превышена скорость, то штраф пришел бы именно номинальному собственнику BMW. Пусть автомобиль с транзитными номерами, но смена регистрационного знака не означает смену владельца. Иными словами, система не в курсе, что у машины уже новый хозяин, потому что компетентные инстанции должным образом не известили.

— Что значит «должным образом»? Правильно было бы оформить договор купли-продажи и, внимание, зарегистрировать его надлежащим образом в Госавтоинспекции, — объясняют специалисты. — Это самый простой способ. Документ составляется в трех копиях, одна из них передается в ГАИ и регистрируется. Тогда сделка совершена официально, и право собственности переходит к новому владельцу. Автомобиль поставлен на учет на нового хозяина. Со счет-справкой могут быть нюансы. Их могут оформлять только организации со специальной лицензией. Но в случае KED_ она бы помогла тоже.

То есть все сделки вроде «продал по доверенности или по расписке» считаются недействительными. Точнее, это даже сделкой не считается, а может трактоваться как передача управления. Легальным является только способ, описанный выше. Этот порядок отчуждения транспортных средств прописан в указе №504 от 15 октября 2007 года.

Участник форума спрашивает: а что если обратиться в милицию с заявлением об угоне? Тем более что по этому поводу есть оговорка в том же Гражданском кодексе: «Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником».

— Написать заявление об угоне задним числом не получится, его никто не примет, в милиции все сразу же поймут, — говорят страховщики. — Можно сделать только хуже — получить обвинение в лжесвидетельствовании. Кроме того, по статье 948 ГК, при наличии вины владельца в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности. Это не теоретическая возможность. Бывало, уже во время судебного заседания выяснялось: владелец оставил ключи в замке зажигания, двигатель был заведен, а сам водитель ушел. Пьяный пассажир же воспользовался ситуацией и сел за руль. В этом случае суд может принять решение и разделить сумму ущерба на двоих участников инцидента.

Как показывает опыт, сейчас большинство автомобилей, особенно дорогих, продают официально — с заключением договора купли-продажи. Но много старых развалюх меняют владельца на словах. Поэтому в судах немало дел о регрессных исках. Так, в заседании может принимать участие какой-нибудь пенсионер, продавший без оформления старенький «Жигуленок» за $500 каким-то двоим парням. Он тщетно пытается доказать, что де-факто давно не владеет машиной, ДТП не совершал и вообще ни при чем. Но по законодательству — именно он ответчик. Неужели это безвыходная ситуация?

— Нет. Суд может признать сделку купли-продажи законной, — рассказали в одной из страховых компаний. — Однако ответчику придется доказывать, что автомобиль был продан добросовестным образом. Как? Ну, например, он может предъявить расписку или призвать на помощь свидетелей.

По словам KED_, расписки у него нет, а вот свидетели совершения сделки имеются. Правда, есть один нюанс: BMW был продан не напрямую виновнику ДТП, а посреднику. В суде, по словам страховщиков, случалось, что приходилось восстанавливать цепочку из 10 человек. Тем более что контакт перекупщика есть.

— Сейчас хочу сходить в страховую компанию, — говорит KED_. — Возможно, там удастся получить контакт водителя. В любом случае хочу связаться с этим человеком. Может быть, решим вопрос полюбовно. А если нет, тогда придется идти в суд. Добровольно выплачивать ущерб за чужую аварию не хочу. Да и сумма немаленькая.

Как отмечают страховщики, в основном добровольно оплачивает ущерб тот, кто чувствует свою вину. Например, сам передал автомобиль пьяному водителю или оставил ключи. Хотя большинство дел все же доходят до суда. Причем процесс растягивается не на одно заседание. Обычно бывший, номинальный владелец машины, выплатив деньги, потом предъявляет регрессный иск уже к виновнику ДТП. Разумеется, мы задали вопрос: каковы шансы у KED_ в этом случае выиграть суд? Страховщики утверждают, что раз виновник аварии установлен, то сделать это проще. Главное, чтобы тот не отрицал вину, хотя она, в общем-то, очевидна.